Герои разные бывают. Спасители городов, стран, миров, галактик... все дюжие молодцы - спасают и защищают слабых. Они могут быть интеллектуалами, силачами, хитрецами. Да что там - могут даже наёмниками быть: у этих чисто интерес в вопросе заработка в отношении обязанностей спасать кого-либо. Герои поневоле или прирожденные солдаты, для кого сражение - добровольная обязанность и ответственность. И уж во всяком случае к последующей за подвигами славе и почестям они относятся спокойно, как к чему-то должному и ожидаемому после их непростой борьбы со злом.
Но персонаж этой заметки получает лютый кайф от оваций и всячески стремится оказаться в центре внимания. Спасение мира даже не особо интересует его возможностью разбогатеть - но бонус приятный, да - другое дело, как при этом можно оттянуться, надавать тумаков супостатам, и лишний раз покрасоваться перед публикой и быть в экстазе от осознания своей крутизны.
Дюк Нюкем!
Обаятельно эгоистичный мускулистый блондин, даже его имя - вполне возможно не настоящее, а своего рода сценический псевдоним - выделяет его из толпы (буквальный перевод: Герцог Ядерный). Вполне вероятно, что до своего триумфа он уже где-то воевал - то, как он лихо с места в карьер пошел спасать мир, возможно только при наличии сопутствующего боевого опыта навыков обращения с оружием. Хотя Дюк не интеллектуал, он остёр на язык и его способность метко комментировать события свидетельствует о хорошем - но видимо своеобразном - понимании обстановки. Кроме того, чтобы пробираться по всяческим военным базам, секретным лабораториям и прочим объектам ему приходилось ориентироваться в их лабиринтах помещений, отыскивать спрятанные ключ-карты, переключатели, порой соображать, как запустить некоторые механизмы. Возможно у него исключительная фортуна, благодаря которой он наудачу дёргает нужные рубильники?.. А может он по-своему сообразителен и проницателен. В любом случае о своей всесторонней крутизне он знает и всегда не прочь произвести впечатление, а для этого все его качества хороши.
Каков был его путь к славе?..
Всё началось в 90-е, когда некто Доктор Протон возжелал мирового господства. Раньше это был типичный труженик лабораторий - учёный Бландервитс. Похоже тайком от начальства он посвящал своё время реализации совсем других проектов, так у него появилась армия роботов. Да и себя самого он модифицировал тоже.
В разгар побоища государственных войск с армией Протона откуда ни возьмись появляется некто Duke Nukum (легенда утверждает, что то ли кто-то не так расслышал имя нашего героя, то ли у того из-за отсутствия репутации не было возможности закрепить и защитить авторскими правами свою "ядерную" фамилию. Дескать в каком-то мультике был такой персонаж Duke Nukem. Ха! Подумаешь - залить его растворителем и долой из истории! Тут только один мужик, а не нарисованный).
В остальном сомневаться не приходится - это именно он, орёл-мужчина, гордо вышагивающий и косящий с лазерной пушки наперевес жестянки Протона.
О своих подвигах мистер Нюкем разрешит создать игрушки - коль решил быть знаменитым, имя надо раскручивать всесторонне и пожинать плоды бренда! Аркада Duke Nukem включала в себя три эпизода, первый из которых распространялся бесплатно (старая особенность компании Apogee, от которой впоследствии отделилась 3D Realms). Разработчики воссоздали на тогдашнем железе ПК подвиги Дюка Нюкема: как он отстреливал противников, находил ключи для дальнейшего продвижения к логову Протона, попутно отыскивал разные полезности. И кроме роботов Протона ему уже тогда встречались и различные инопланетные чудики.
Пожалуй Дюк был недоволен только тем, что из-за ограничений EGA-режима картинки (16 цветов) он был представлен как-то не по-мужски: что ещё за розовый жилет, №#!% ?!..
Как бы там ни было, Дюк устраняет угрозу на Земле, а Доктор Протон ускользает в очередное своё убежище уже на Луне. Что же, не вопрос - достанет Дюк его и там. И даже попытка Протона избавиться от Дюка Нюкема, отправив того в будущее, не помогла тёмному гению насладиться мировым господством. Упрямый и целеустремленный Дюк Нюкем вновь и вновь рушит планы Протона.
Вот она - слава! Разумеется спаситель Земли моментально обретает известность и орды поклонников. Для поддержания имиджа Дюк Нюкем даже пишет книгу "Почему я такой крутой" ('Why I'm So Great') (ну это вообще беспроигрышный ход: всякая знаменитость обязана накатать что-то про себя). Завертелось всё лихо: интервью, встречи с фанатами, выступления в ток-шоу... Вот и в честь публикации книги готовилась очередная передача. Видимо инопланетные недруги по разуму таили обиду за прошлые унижения и лелеяли свои планы экспансии, а изучив информационные шумы с Земли, пришли к выводу, что крутой Дюк Нюкем может стать хорошей основой для материала создания их армии. Но до чего же зря они похитили и доставили его в своё логово. Он только и ждал очередного приключения и повода показать свою крутизну. Итак, продравшись сквозь орды инопланетных отморозков, размазав их по стенам и подорвав их базу, Дюк угоняет корабль и возвращается домой на Землю. Уже, наверное, предвкушая новую порцию автографов...
Однако приходит сигнал SOS. Оказывается мерзкие пришельцы атаковали Землю - точно неизвестно, какие ещё места были атакованы, но драгоценная Америка получила удар в Лос-Анджелесе. Самого Дюка подбивают при подготовке к посадке уже в атмосфере... Ну разве так убивают крутых парней?.. Конечно нет! Лихо спрыгнув на крышу одного из домов, с хрустом размяв кулаки, соскучившиеся по драке, Дюк отправляется раздать порцию люлей мерзавцам!..
Come get some!
По пути он не прочь промочить горло в барах ночных клубов, пошалить со стриптизёршами, и вообще отрывается на полную катушку - истомился по Земле-матушке вдали от её благ в плену среди чужеродной культуры! Инопланетяне конечно пытаются помешать лихому продвижению Дюка сквозь их ряды. Даже кажется, что добиваются успеха, поймав его в ловушку, оглушив и привязав к электрическому стулу... да что там зажимы стула! Очнуться Дюк успевает быстро, а вырваться до подачи тока не проблема для его мускулов. Пусть оружия пока нет, попирать супостатов пинками весьма - хм! - сподручно.
И в конечном счёте мистер Нюкем добирается до Предводителя, здоровяка-генерала инопланетян. Набив его под завязку свинцом, Дюк празднует очередную свою победу. Но недолго - оказывается паршивцы, как когда-то Доктор Протон, организовали базу в космосе. И похищают туда женщин! Ну уж нет, такое оставлять нельзя безнаказанным и Дюк Нюкем снова отправляется устраивать мясорубку на фоне родной планеты. На оккупированной ордами пришельцев космической станции Дюк задаёт им образцовую трёпку и добирается до ещё одного главаря захватчиков - Оверлорда. Жабоподобная тварь потерпит не только сокрушительное поражение, но и унижение Дюком.
Вот только женщин спасти не удалось, ну уж теперь-то Дюк доберётся до самого-самого главного гада! На свою беду тот сам выходит на связь с Дюком Нюкемом, высказать своё презрение человечишке. Некий Император Циклоид. Да что ты говоришь - сам напросился. Набив руку в деле истребления захватчиков, Дюк только ловит кайф от необходимости вынести ещё больше противников - а именно числом своих войск Император Циклоид и пытался помешать Нюкему.
Конечно, сам главгад оказался тоже не промах - здоровенная образина с боевыми кибер-имплантатами. Зато у Дюка всё натуральное, поэтому он круче! И в конце - го-о-ол!
Казалось бы после такого сокрушительного поражения инопланетянам бы убраться восвояси, зализывать раны... Но нет! В нову атакую пришельцев повела некая Матка-Королева, скорей всего возобладали эмоции и женская - пусть и инопланетная - логика. Разумеется Дюк с очередным шиком и смаком пробивает себе дорогу до воинственной особы, и пусть свинокопы прячутся теперь в броневиках - Дюк всё равно надаёт им по сусалам! Попутно пошалит мистер Нюкем и с новой модификацией уменьшителя - увеличитель. Ведь вечно раздуваться цели не получится - больше размазни чужаков по стенам!
Всё же напоследок чужаки предпринимают последнюю подлость - похищение самого президента США! Ну что же, они своё получат снова и сполна. А Дюк Нюкем мало того, что спасает президента, ещё и национальным героем будет объявлен и получит в свою честь памятник. Успех в полной мере: "Hail to the king, baby".
И завертелся после этого бизнес. Собственная сеть закусочных "Duke Burger", напитки ''Duke Cola'', новые интервью, круизы, жизнь на широкую ногу! Время от времени пришельцы пробуют организовать наглые вылазки с целью диверсии, а для Дюка это лишь повод потренироваться и поддержать свою форму. Так он спасёт Санта-Клауса, когда его похитят. А ещё отобьется от чужаков на Карибах, где вообще-то говоря задумал отдыхать, но в его руках даже водяное оружие оказалось опасным. Это же мистер Nuke'em (в фамилии также обыграно буквально "взорвать всех").
После таких приключений Дюк успел вволю потешить своё эго, пожиная плоды славы. Инопланетная нечисть похоже совсем струхнула и ничто больше не покушалось на Землю. До поры до времени.
Где-то созрел новый экспериментатор и его подопечные вышли на прогулку по Манхэттену. Вместо Доктора Протона объявился новый гений с отрицательными наклонностями применения своего выдающегося IQ - Мех Морфикс. Безумец занимается превращениями в мутантов с помощью своего изобретения. Что же, если к Протону Дюк добирался оставляя за собой кучу утиль-сырья на сдачу в металлолом, то в этот раз экономика особых дивидендов не получит. Зато мистеру Нюкему как-то приятнее смачно пинать мутантов. Промчаться предстоит и по крышам Манхэттена, спуститься в подземные убежища Меха Морфикса, разнести в пух и прах все его проекты. И вновь финальная разборка увенчается успехом - а как же иначе? - крутого Дюка, в космосе, где он загоняет злодея в угол его последней базы. Битва как по заказу для имиджа Дюка - эпично смотрится на фоне Земли.
Отличный вид!
Дальнейшие приключения Дюка пытались интерпретировать по-разному:
Но в итоге было представлено следующее интерактивное воплощение.
Проходит десяток лет спокойной жизни после ратных подвигов, в том числе и в Манхэттене. Дюк Нюкем по прежнему известен, богат и успешен. А старые знакомые пришельцы всё это время готовили своё новое вторжение на Землю, явно желая и отмщения своему обидчику. Впрочем они умудрились допустить тактический просчёт, слишком закрутив свои планы, примешав к ним очередное похищение девушек (Nobody steals our chicks... and lives!). А Дюк действует прямолинейно, срезает все запутанные планы чужаков - и это его козырь.
Прежде всего он без затей уничтожает инопланетный корабль, далее рассекает через Лас-Вегас, и попадает в пещеры, где оказалось убежище инопланетян. Там похищенные играют роль корма для вывода потомства чужаков. Вновь без лишних раздумий Нюкем расправляется с выводком и очередной Маткой-Королевой. После этого его подбирают солдаты EDF (Earth defence force - Земные силы обороны), и сообщают про открытие инопланетянами портала над дамбой Гувера. Ну не вопрос - надо заткнуть дыру в пространстве! Впрочем Дюку Нюкему не посчастливится встретить нынешнего президента, жаль его не похищали. Президент вменяет Нюкему в вину, что тот помешал мирным переговорам с пришельцами. Что тут сказать - Дюк Нюкем совсем не того темперамента человек, чтобы садиться за стол переговоров. Да ещё с теми, кто посмел трогать наших цыпочек, верно?.. Так что он продолжает делать то, что умеет и любит больше всего - бить морды супостатам.
Неизвестно, что ударило в голову президенту, только что обвинявшему Дюка в лишней агрессии, да вот только сам он отдаёт приказ об атомной бомбардировке дамбы, тем самым планируя не только очистить окрестности от пришельцев, но и ставя под вопрос жизнь самого Дюка. Впрочем, пока приказ выполняется, с мистером президентом успевает поквитаться очередной Император Циклоид. А вот против Дюка он уже не сдюжил.
Затем приходит всё-таки ядерный удар...
И вот благодарные жители Земли готовятся почтить память о своем герое и собирают материал для его некролога. Но, во время трансляции новостей, мистер Нюкем вмешивается в эфир и сообщает - стоп-машина траурные речи, жив он! Вскоре снова начинается его любимая жизнь перед объективами камер. А ещё он сообщает, что не прочь бы баллотироваться на пост президента США.
Насладиться подготовкой к избирательной кампании Дюку помешает... старый знакомый Доктор Протон! (DLC к Duke Nukem Forever - The Doctor who cloned Me). В очередной раз с целью поквитаться за старые обиды, противник ловит Дюка и доставляет в своё логово. Да, не учатся же некоторые на ошибках. План Протона в этот раз хорош - сделать клонов Дюка Нюкема, и армию на их основе. Логично, чтобы была самая крутая армия. Но оригинал всё же оказывается брутальнее. Побывать предстоит Дюку и в известной - хотя и секретной, парадокс - Зоне 51. А затем снова на Луну - как хорошо там оказывается всё уже освоено.
Далее к подвигам Дюка Нюкема можно отнести следующие события, определить хронологическое место которым сложновато.
В частности существует временная линия, в которой в будущем было истреблено мужское население Земли. Прекрасная половина человечества партизанит из последних сил (их армия также называется EDF) и находит в архивах информацию про Дюка Нюкема - крутого самца прошлого, который может переломить ход их борьбы и спасти Землю. Послать сигнал о помощи автоматическими средствами не выходит, потому в путь снаряжается курьер, ей вручаются специально изготовленные компьютеризованные очки для Дюка. В ходе отправления девушки в прошлое, на базу с порталом нападают враги и обнаружив цель женской миссии сами спешат в прошлое...
А на том конце портала Дюк отдыхает в стрип-баре "Donky Dounts". Вдруг его веселье прерывается ордой свинокопов из будущего, без лишних размышлений Нюкем реагирует мгновенно и привычным движением укладывает мерзавцев. Затем с ним встречается "гостья из будущего", только полностью проинформировать Дюка не успевает - один из свинокопов убивает её в спину. Что же, надев навороченные очки, Дюк отправляется в будущее, на Землю женщин (события консольной игры Duke Nukem: Land of the Babes).
Как обычно Дюк преодолеет все препоны, да ещё в компании боевитых дам. И преподаст урок местному заправиле вторжения - некоему Сильвербеку. Определенно это яркая глава в биографии Дюка, но похоже о ней мало кто знает, раз основная движуха происходила в будущем.
(События "Duke Nukem: Time to Kill") В другой раз приключения Дюка также начинались во время его отдыха. На своем чоппере он приезжает в очередной стрип-бар и всячески расслабляется в любимой обстановке. И снова вмешиваются свинокопы. Но мистер Нюкем всегда при оружии - Desert Eagle моментально очищает помещение от не прошенных гостей. Казалось бы на этом всё, рядовая разборка - не тут-то было!
Захватчики задумали вмешаться в прошлое и поменять ход истории себе на пользу. И вот отыскав пресловутый временной портал, Дюк отправляется бить супостатов, раскиданных по разным временным эпохам и местам Земли. Он побывает в Древнем Риме, Средневековой Шотландии, на Диком Западе и в будущем Нью Лос-Анджелесе. Каждый раз Дюк Нюкем будет маскироваться по моде времени: в Риме - тога, в Шотландии - килт, на Диком Западе - ковбойская шляпа. Виды оружия также будут разными - иначе боеприпасы к любимым стволам некстати кончатся (вот как оказывается всесторонне подкован Дюк Нюкем в умении обращаться с разным оружием).
Дюк всегда хотел Роллс-Ройс (After a few days of R&R, I'll be ready for more action!) и вот, когда он собрался наконец осуществить свою мечту, инопланетные поганцы снова затеяли беспорядки - на этот раз в Нью-Йорке. Власти США и армия обращаются к Дюку за помощью, доставляют его на базу, чтобы он потренировался, размялся, вручают оружие и скорей-скорей на вертолете десантируют в стан противника (события "Duke Nukem: Zero Hour"). Дело снова будет связано с изменениями времени.
Так что эти приключения возможно в силу наслоений вмешательств в пространственно-временной континууме как будто и не сказываются в дальнейшей биографии Дюка.
Остальные этапы богатого на подвиги досье Дюка Нюкема размыты во времени. Возможно многие из них являются фанатскими фантазиями, фан-фиками, посвящениями своему кумиру.
Определенно Дюк Нюкем - крутой молодчик, знающий себе цену, и он не пропадёт. Пусть завистники указывают на возраст, что Дюку пора-де на покой или он старомоден и сейчас так не принято себя вести - важнее поддержание своего узнаваемого стиля, не быть флюгером, подстраиваясь под веяния моды. За это его и любят до сих пор.
Увидим ли мы его ещё - зависит только от того, возьмётся ли кто работать с биографией Дюка. Передать всю его крутизну и зарядить действо драйвом и нужным настроением - задача непростая.
Источники:
Собственный игровой опыт, многочисленные фан-сайты, среди которых
И статьи из разных игровых журналов.